Топонимическая альтернатива для Измаила и Буджака

Юг.Today

Несколько недель назад, готовя в один солнечный воскресный день небольшой текст о городской топонимике Измаила, где предлагал альтернативное название для центрального проспекта города, не мог даже подумать, что это настолько быстро произойдет. Большая часть горожан, по крайней мере тех, которые активны в Facebook, суперкритически отнеслись к любой идее переименования. Основные месседжи колебались от радикальных «Суворов наш всё» до умеренных «он символ города», «идея не ко времени, война; вот когда победим, тогда… изменим весь мир, а Измаил прежде всего».

12 мая Измаильский городской совет принял решение о переименовании проспекта Суворова в проспект Независимости. Еще месяц назад подорвать имперский/русский «миф Суворова» в Измаиле – это казалось из разряда научной фантастики. Это было что-то вроде богохульства, святотатства. Сегодня это свершившаяся действительность. Важно, чтобы российские имперские/шовинистические маркеры исчезали из наших городов, особенно на Юге, трактуемом российскими властями как Новороссия, часть их имперского пространства, «добыча их оружия». Радуюсь, что Измаил задает тон в регионе. Это один из первых городов украинского Буджака (не являюсь сторонником термина «Бессарабия», еще когда-то напишу почему), который деколонизируется.

Должен сказать, что название проспекта Независимости для меня, как для историка и украинца, без сомнения, приемлемо, но только в некоторой степени. Измаил еще не готов к радикальным переменам, таким, чтобы назвать главную городскую артерию проспектом Защитников острова Змеиный, но уже готов к переменам, которые еще месяц назад, уже после зверств российских оккупантов в Буче, Ирпене, Бородянке, казались невозможными. Поэтому проспект Независимости – это огромный респект. Конечно, я остаюсь при мысли, что центральный городской проспект должен был бы напоминать жителям города, что он – именно в лице измаильских пограничников с острова Змеиный в первые дни вторжения, когда многие ждали, — радикально стал на стороне «украинского мира» и Независимости, а не «русского мира» и порабощения. Поэтому ищу поддержки местных элит, общества, местных краеведов, чтобы увековечить их подвиг в одной из центральных улиц города. Мы должны также помнить, что битва за Змеиный продолжается. Погибают украинские летчики, цель которых не допустить, чтобы российские оккупанты окопались на острове. Иначе будет прямая угроза для Измаила. Поэтому настаиваю, чтобы одна из ЦЕНТРАЛЬНЫХ улиц (не на Барановке или в районе рыбзавода) была названа в их честь. Это может быть, например, улица Кутузова. Еще один вариант (считаю его лучше) – часть проспекта Независимости от Покровского собора до Дуная, там, где есть (по крайней мере, летом был) памятный знак Пограничникам с красно-зеленым советским (!!!) пограничным столбиком. На месте памятника Суворову, в центре города, в будущем мог бы появиться монумент Защитникам Украины, защищавшим ее южные рубежи – от Мариуполя через Николаев до острова Змеиный. Идея центральной городской оси: проспект Независимости – Покровский собор – памятник Защитникам Украины – проспект Защитников острова Змеиный – Дунай, следующая: в 1991 г. мы стали независимыми. Однако после ее получения Независимости еще долго экономически и ментально оставались зависящими от России; полностью независимыми мы не были. Оранжевая революция, а особенно Революция Достоинства – это путь к полной самостоятельности от империи. Война с Россией, а особенно полномасштабное вторжение империи в 2022 г. показало, ЧТО УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО (И УКРАИНСКИЙ ЮГ) ГОТОВО ЭТУ НЕЗАВИСИМОСТЬ ЗАЩИТИТЬ. То есть ключевая идея: НЕЗАВИСИМОСТЬ проявляется в готовности ее ЗАЩИЩАТЬ, как воины на ОСТРОВЕ ЗМЕИНЫЙ. Поэтому так важно увековечить их подвиг в названии проспекта и в памятнике.

История с Суворовым нас учит: то, что казалось невозможным вчера, станет возможным завтра. Сегодня ушел Суворов. Завтра за ним должны последовать в первую очередь русские военачальники Кутузов, Нахимов, Ушаков. Они также являются символами русской агрессии против других народов. Предлагаю назвать улицу Нахимова в честь Героев Мариуполя. Идейные продолжатели адмирала Нахимова, моряки ВМС РФ, обстреливают этот город из моря. Мариуполь же защищают украинские военные – не только полк «Азов», но и часть 36 бригады морской пехоты. В конце концов, Измаил является таким же городом с морскими традициями, как и Мариуполь.

Впоследствии должны быть переименованы улицы, названные в честь других русских деятелей (например, Герцена, Чернышевского, Платова, Разина, Нестерова, Крылова, Гончарова, Ломоносова, Осипова, Белинского, Гайдара и других). Не потому, что они русские, а потому, что эти названия улиц после 1944 г. стали для Буджака и Измаила маркерами русского присутствия. Советская власть отвергла тогда этническую пестроту края, отвергла его принадлежность к Украине (Советской), а залила все российским шовинистическим бетоном. Улицы Измаила получили имена русских деятелей не потому, что они талантливы (талант многих я не отрицаю!), а потому что они являлись символом русского присутствия в многонациональном крае. Это было своеобразное мечение территории! («Там русский дух, там Русью пахнет»). Вы не задумывались почему в Измаиле рядом с именами Крылова, Пушкина или Лермонтова, нет улиц болгарина Вазова (хорошо, что есть Ботева), румына Эминеску, или, по меньшей мере, классиков мировой литературы Шекспира, Гюго, Гете или Байрона. Они что хуже или менее талантливы? Нет! Они просто не принадлежали к «русскому миру». Они талантливы, но «ЧУЖИЕ»!

Какая может быть альтернатива для этих русско-имперско-маркированных улиц? Боюсь, что власть Измаила через некоторое время может пойти по пути внедрения (как в значительной степени до сих пор было, особенно в «эпоху декоммунизации») идеологически нейтральных названий – в честь абстрактных понятий (Дружбы-Мира-Жвачки), географических объектов (Арцизская, Вилковская) или тех, которые ничего в себе не несут (Клубничная, Айвовая, Черешневая, Солнечная, Осенняя, Весенняя). В условиях тяжелого, кровавого утверждения «украинского мира» (не в смысле этническом, а политическом), особенно на Юге Украины, особенно в Буджаке, считаю это неприемлемым. Поэтому предлагаю для обсуждения идею смены топонимики: «УКРАИНСКИЙ МИР С ЛОКАЛЬНЫМ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ КОЛОРИТОМ». О чем идет речь? В будущей топонимике Измаила (и Буджака в целом) должны быть представлены лица/события, связанные одновременно с историей Украины/«украинским миром», а вместе с тем и с народами, проживающими или которые проживали на землях Буджака: украинцами, россиянами-старообрядцами, болгарами, молдаванами, гагаузами, турками, татарами, греками, евреями. Далее навожу примеры как иллюстрацию этого тезиса для местных элит, представителей общества, историков и краеведов. Понимаю, что без вашей поддержки эти идеи мертвы.

Начнём с УКРАИНСКОЙ ТОПОНИМИКИ. «Высокий украинский канон» уже присутствует на карте Измаила, особенно после декоммунизации. У нас есть улицы Шевченко, Франко, Коцюбинского, Леси Украинки, Хмельницкого, Сагайдачного, даже Грушевского и Винниченко. Однако это пространство еще недостаточно заполнено. Как я уже говорил, в первую очередь должны почтить героев современной украинско-российской войны. Благо, Московская стала улицей Защитников Украины. Также на карте города должны появиться, как уже упоминалось, улицы Героев Мариуполя и Защитников острова Змеиный. Именно благодаря им Измаил есть и будет украинским. Я уже когда-то писал о Герое Украины Степане Чобане, молдаванине из Долинского из-под Рени (сейчас Измаильский район). Может быть улица Героя Украины Игоря Бендзая, уроженца Николаева, который показал свою позицию во время оккупации Крыма, выведя оттуда свое подразделение, недавно погиб обороняя Юг, вероятно, остров Змеиный. Улицы должны носить имена не только всех героев, но и конкретных лиц, отдавших жизнь за нашу свободу. Тем более, в Измаиле хороший пример есть. Во время декоммунизации появилась улица Игоря Момота. Но повторяю! Это должны быть центральные улицы! Не окрестности. Герои заслуживают уважения!

В то же время следует промаркировать УКРАИНСКОЕ ПРОСТРАНСТВО именами исторических фигур, связанных с регионом Придунавья. Следует помнить, что Киевская Русь впервые вышла на Балканы благодаря походам князя Святослава. Он был значимой фигурой в треугольнике: Русь-Болгария-Византия. Знаем, что Галицкое (впоследствии Галицко-Волынское) княжество, одно из удельных княжеств Киевского государства, доходило до Нижнего Придунавья. В «Слове о полку Игореве» упоминается князь Ярослав Осмомысл, который «подпер горы Венгерские своими железными полками, преградив королю дорогу, закрыл ворота Дунаю». Следующий важный период «украинско-буджакских контактов» – это казацкие походы на Османскую империю. В Измаиле есть улица Петра Сагайдачного, который в 1608-1609 гг. возглавлял морской поход на Измаил, Килию и Аккерман. Еще одна важная фигура этого движения – кошевой атаман Иван Сверговский. В 1574 г. вместе с молдавским господарем Иваном III Водой участвовал в кампании против турок, в частности, в битве у Кагульского озера. Народная дума представляет, что он был обезглавлен и похоронен под Килией. В конце XVI ст. молдавское направление было важно в политике Запорожской Сечи. Был совершен ряд походов на Молдавское княжество как составное противостояние европейских стран с Османской империей. Поэтому в топонимике Измаила должны появиться улицы в честь казацкого атамана и молдавского господаря Ивана Пидковы, а также казацких предводителей Григория Лободы и Северина Наливайко. В частности, в феврале-мае 1595 г. войско Григория Лободы и Северина Наливайко вместе с молдавскими, грецкими и трансильванскими частями воевало против турок на Нижнем Подунавье и Приднестровье, участвовало в осадах крепостей Бендеры, Измаил, Браилов. Следует обратить внимание на фигуру правобережного гетмана Стефана Куницкого. Он в конце XVII в. был фактически участником европейской антитурецкой коалиции. С разрешения короля Яна III Собеского, который с войсками других европейских стран воевал в 1683 с турками под Веной, казаки во главе с Куницким начали поход на территорию Правобережной Украины, в Молдавию и Буджак. Их союзником был молдавский господарь Стефан Петричейко. Казаки одержали победу над турками под Кицканами (теперь непризнанное Приднестровье), а также приняли бой под Рени (декабрь 1683-январь 1684 гг.). В Измаиле ДОЛЖНА также быть улица Ивана Мазепы. Еще в прошлом году это казалось невозможным. Российский антимазепинский миф имел свою силу. Сейчас после Суворова я верю, что это возможно. Мазепа умер в Бендерах, а похоронен буквально за рекой, в Галаце, всего в сто километрах от Измаила. Если есть Мазепа, то должен быть и Филипп Орлик. После Полтавы его судьба была связана с регионом. Орликова «Конституция» была провозглашена в Бендерах. Его союзниками в Прутском походе против Петра I были буджацкие татары из окрестностей Измаила. После разрушения Запорожской Сечи Буджак стал одним из центров казацкого присутствия. В Измаиле уже есть улица атамана Антона Головатого, который вместе с Суворовым участвовал в штурме Измаила 1790 г. То есть украинское казачество присутствует в топонимике города опять в контексте «имперского мифа». Я предлагаю дать одной из улиц имя первого кошевого атамана Задунайской Сечи Андрея Ляха, который после 1775 г. не принял «русскую имперскую модель подданства», а отправился с частью казаков из Запорожья за Дунай. Благодаря его усилиям возникла Задунайская Сечь, воспетая в фольклоре и литературе. Все знают оперу «Запорожец за Дунаем». Автор ее либретто и музыки Семен Гулак-Артемовский, который тоже мог бы получить свою улицу в Измаиле. Не стоит забывать о других деятелях украинской культуры, связанных с Буджаком во время его пребывания в составе России и Румынии. Начну с похороненного в Измаиле оперного певца Ивана Гриценко (солиста Киевской, Харьковской, Тбилисской, Одесской опер; замечательного исполнителя украинских народных песен и романсов), а также уроженцев Измаила, детей священника Свято-Николаевской церкви: жены Ивана Гриценко – Ольги Грозовской, солистки Киевской, Харьковской, Одесской и Бухарестской опер) и ее брата, также уроженца Измаила, композитора и музыковеда, преподавателя Национальной академии святой Цецилии в Риме Николая Бойченко (автора учебника «Nuovi principi della composizione musicale» («Новые принципы музыкальной композиции», Рим, 1928), составителя сборника «150 буковинских народных песен из села Чумкова» (1935); автора пьес, хоров, песен на слова Т. Шевченко, Ю. Федьковича, И. Мазепы, обработок народных песен). В конце концов, право на улицу имеет художник Амвросий Ждаха, происходивший из семьи потомков задунайских казаков. Он творил пространство украинской Одессы в годы Российской империи времен Николая II, а это не было просто. С начала 90-х годов XIX в. его привлекает историко-этнографическая тематика, которая становится главным направлением его творчества. А. Ждаха первый из украинских графиков начал работу над комплексным оформлением «Кобзаря» Т. Шевченко. Он работал над иллюстрированием Нового завета, «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, «Слова о полку Игореве», произведений П. Кулиша, М. Комарова и И. Липы.

Одно из древнейших этнических общин в крае – МОЛДАВАНЕ. В свое время границы Молдавского княжества доходили почти до Черного моря. На протяжении веков между украинцами и молдаванами существовали тесные культурные и политические контакты. Многие выходцы из Молдавского княжества оказали большое влияние на развитие украинской культуры. Без сомнения, в Измаиле должна быть улица митрополита Петра Могилы, походившего из древнего молдавского рода. Он был сыном молдавского и валашского господаря Симеона Могилы. По его инициативе возникла в Яссах первая типография на румынском языке. Также Петр Могила признается святым разными православными церквями, а его влияние на украинскую культуру неоспоримо. Еще одна важная фигура – Василий Лупул (Василе Лупу). Идеальная кандидатура для городской топонимики Измаила и других городов Буджака. Молдавский господарь, меценат культуры, в конце концов, сват Богдана Хмельницкого (его дочь Розанда стала женой сына Богдана Тимоша Хмельницкого). Он своей деятельностью объединяет Молдову/Румынию, а также украинские Галичину и Буджак (был основателем церкви Святой Параскевы-Пятницы во Львове, основал монастырь Трех Святителей в Яссах, где перенес мощи Святой Параскевы Тирновской (болгарский след!!), и основал Свято-Николаевскую церковь в Килии). Также может появиться на карте Измаила улица Паисия Величковского. Афонский монах, уроженец Полтавы, сыгравший важную роль в реформе молдавского/румынского монашества.

Еще одно древнее этно-религиозное сообщество края – ЛИПОВАНЫ (РУССКИЕ-СТАРООБРЯДЦЫ). В Нижнем Подунавье они оказались в XVIII веке. С середины следующего столетия Измаил стал центром старообрядской епархии (интересно, что она возникла тогда, когда Измаил становится частью Валахии после 1856 г., в России к липованам относились не очень дружелюбно). На карте города уже есть улица Свято-Никольская, маркирующая липованское пространство Измаила. Чтобы его подчеркнуть, предлагаю назвать одну из улиц города в честь первого старообрядческого епископа измаильского Аркадия Васлуйского или тогдашнего великого благотворителя общины, купца Никиты Беляева. Как альтернатива: основателя белокриницкой иерархии старообрядцев, грека Амвросия Белокриницкого или назвать одну из улиц Белокриницкой (духовный центр липован, село на Буковине).

Понятно, что Буджак невозможен без болгар. Корни украинско-болгарских связей уходят еще во времена средневековья. Объединяют славянский мир Буджака святые Кирилл и Мефодий, создатели славянского алфавита (вероятно, глаголицы), которые по матери считаются славянами (болгарами). Княгиня Ольга по одной из версий происходила из древней столицы Болгарии Плиски, основанной, кстати, ханом Аспарухом, который в VII в. должен был пройти со своим народом через Дунай. Нельзя не упомянуть профессора Софийского университета Михаила Драгоманова, идеолога современной украинской социал-демократии. Но это еще не все. Предлагаю одной из улиц города дать имя Ивана Шимшанова, болгарского литературоведа, этнографа, историка, дипломата, профессора Софийского университета. В 1918 г., во времена правления гетмана Павла Скоропадского, стал первым послом Болгарии в Украине. К тому же он был членом Научного общества имени Шевченко. Вдобавок, замечательный знаток украинской литературы, в частности творчества Т. Шевченко; исследовал влияние его поэзии на болгарское возрождение. Был инициатором и основателем Болгарско-украинского общества (1920), а вдобавок зятем Михаила Драгоманова. Его жена, Лидия, была двоюродной сестрой Леси Украинки.

Не можем обойти ГАГАУЗОВ. Здесь мне немного посложнее. Поэтому следует обратиться к представителям этого народа. Четкую проукраинскую позицию занимает Иван Капсамун. Думаю, он поможет выбрать достойных представителей своего народа для названия улиц в Измаиле. Мне приходит на ум Михаил Чакир, пропагандировавший развитие гагаузского языка, а также Дионис Танасоглу, классик гагаузской литературы.

Из школы мы имеем стереотипные представления о ТУРКАХ и ТАТАРАХ, как извечных врагах народов Лесостепи, как врагах славянского мира. Забываем, что слово «казак» тюркского происхождения, а рядом с конфликтами между казаками и татарами существовали периоды длительного сосуществования. С XVI в. в Буджацких степях кочуют ногайцы. В конце концов название «Буджак» тюркского происхождения; многие поселения, топонимы, переименованные на советский манер, имеют тюркское происхождение (привет, село Суворово! Как же оно мелодично звучит на татарском – Шикирли-Китай). Поэтому на карте Измаила могут появиться улицы Ногайская или Буджацкая, или даже Бахчисарайская (буджакские орды подчинялись Бахчисараю; также и как солидарность с крымскими татарами, родина которых оккупирована). В конце концов, раннемодерный Измаил возник как турецкая крепость на пограничье. Поэтому одну из улиц, ближе к историческому Измаилу, средневековой крепости, следует назвать в честь Мехмеда Хабиши-аги, который в 1590 г. получил грамоту на основание города на переправе через Дунай. К счастью, Измаил начинает понимать, что начало города – это не Тучков, а чуть пораньше…

До Второй мировой войны большим этническим сообществом Измаила были ЕВРЕИ. После Холокоста их численность существенно уменьшилась. Чтобы не забывать об их длительном присутствии, а также об этой трагической странице городской истории, предлагаю одну из улиц города назвать Еврейской. Не следует забывать и об античном прошлом края. Наддунавье было частью Средиземноморского мира. О Дунае-Истре писал «отец истории» Геродот. Поэтому было бы хорошо назвать одну из улиц города в античном контексте – Тирская (от Тиры) / Геродотова / Истрийская.

А как с РУССКИМИ? Не можем забывать, что в Измаиле был (в XIX в.) и есть (после Второй мировой войны) значительный процент этнических русских. Многие имеют выразительную украинскую политическую идентичность. Поэтому мы не можем отбросить их наследие. Я считаю, что те русские, которые сыграли важную роль в жизни городской общины, но не являются маркерами русского имперского присутствия, могут быть в топонимике Измаила. Прежде всего речь идет о «градоначальнике» Ф. Тульчианове, который строил этот город. В то же время, О. Тучков дискуссионный персонаж. Имеет заслуги для города, в частности, его нового облика. Хотя, с другой стороны, подавлял восстание Костюшко в Польше, присмирял народы Кавказа, досталось от него армянам. Измаил для него был как пенсия для советского офицера в Крыму.

В свою очередь, улицы Пушкина, которых есть сотни в украинском городском пространстве, обычно были маркером российского колониального присутствия в Украине. Их начали массово внедрять во времена Сталина, в год столетия смерти поэта, в 1937 г., когда в СССР завершается формирование культа Пушкина, как крупнейшего русского (говори советского) поэта. В это время в Сандармохе расстреливают украинских деятелей культуры. Поэтому в Украине должны исчезнуть эти улицы. Только там на Юге, где Пушкин находился, может быть пушкинская топонимика. Это может быть несколько городов, но не десятки и сотни.

Предложенные варианты являются предложением для обсуждения, а также должны определить направление дискуссии об изменении названий. Эта статья не преследует цель потревожить ватное пространство Фейсбука, а скорее объединить украиноцентрический мир Измаила (шире – Буджака) вокруг общей идеи. Понимаю, что смена названий улиц в Измаиле может произойти не завтра. Но «прецедент Суворова» свидетельствует, что это может быть уже даже через неделю, потому что «есть закон и нужно»… Чтобы проукраинскую общественность Измаила эта действительность не застала врасплох, предлагаю объединиться в группу «Топонимическая альтернатива для Буджака» (это может быть Фейсбук-сообщество или встречи в ZOOMе – пишите в приват). Наработанная концепция может стать платформой для смены топонимики в других городах: Болграде, Арцизе, Сарате, Килии, Рени. Чтобы снова не появились типичные улицы Дружбы, Мира, Айвовые, Сливовые, Виноградные и Брынзовые. Или Валерия Лобановского. Я за улицу этого выдающегося тренера. Но в Киеве. Так может быть тогда, когда за смену названий возьмется власть, вынужденная это делать под давлением закона или по решению сверху. Поэтому мы должны наполнять простор конкретными украино-центрическими смыслами. Но смыслами, где присутствовала бы локальная многонациональная специфика. А «во время оно» уже предложить целостною концепцию. Готов ли Измаил к этому? Как показали недавние события, готов!

Олег Дух,

Историк, влюбленный в многонациональный украинский Буджак

Сообщение Топонимическая альтернатива для Измаила и Буджака появились сначала на ЮГ.today.