Венецианский кинофестиваль пошел по пути Каннского: главный приз получила женщина-режиссер

В этом году три главных мировых кинофестиваля как будто поменялись ролями. Берлинский, который по части соответствия модным западным идеологическим трендам (когда он был еще западноберлинским – то левого толка) был на первом мете в этой тройке, отдал своего «Золотого медведя» мужчине, румынскому режиссеру Раду Жуде. Зато Каннский кинофестиваль, который обычно держится далеко от политики (там главное, вопреки бытующему мнению, даже не конкурс, а кинорынок и «красная дорожка), на этот раз сделал довольно неожиданный выбор. И неожиданно присудил «Золотую пальмовую ветвь» снятому в стиле «артхаусного трэша» фильму «Титан» француженки Жюли Дюкорно, и убил одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, главную награду впервые с 1993-го года получила женщина, к тому же молодая, всего 37 лет. Во-вторых - французский режиссер. «Титан», кстати, 30 сентября должен выйти в украинский кинопрокат. Ну и, наконец, неожиданно оказался «в тренде» и Венецианский кинофестиваль, который обычно в этой тройке считался самым, скажем так, «утонченным». В минувшие выходные «Золотого льва» вручили 42-летней француженке из семьи ливанских иммигрантов Одри Диван за фильм «Событие». Лента, снятая по роману 81-летней французской писательницы Анни Дюшен, рассказывает о молодой парижской студентке, которой в начале 60-х годов, когда аборты во Франции были запрещены, пришлось, чтобы продолжать учебу, этот запрет нарушить. Судить о фильме, конечно, можно, только его увидев (вдруг это, например, шедевр киноязыка). Пока же вызывает удивление вообще сам факт обращения к событиям, которые не только произошли полвека назад, но вообще утратили актуальность.В этом смысле можно сделать комплимент словацко-чешско-украинскому фильму 48-летнего словацкого режиссера Петера Керекеша «Цензорка», главная героиня которого, недавно родившая молодая мать, отбывает в одесской тюрьме срок за убийство мужа. Как мы уже писали, больше всего ее беспокоит не ее собственное заключение, а то, что, когда ее сыну исполнится три года, его должны забрать в детдом. Тут тоже история о трудной (и несравнимо более трудной по сравнению с проблемами парижской студентки) женской судьбе – но история современная, а не о тех годах, когда режиссера фильма (имеется в виду Одри Диван) еще на свете не было. Так что приз за лучший сценарий, который «Цензорка» получила на Венецианском кинофестивале в программе «Горизонты», не только почетен, но и логичен. Фото: Twitter