Отняли сказку
Отняли сказку
Отняли сказку
Третий месяц народ тусуется в Киеве на майдане Незалежности, где создан лагерь на манер Запорожской сечи, в котором люди живут и устраивают всяческие действа: митинги, концерты, молебны, спортивные состязания… Скоро, пожалуй, свадьбы станут справлять. В общем, как во всяком более-менее долговременном поселении происходит жизнь во всем ее разнообразии. Иностранцы дивятся, они убеждены, что с таким упорством украинский народ добивается демократических перемен. Однако заблуждаются наши зарубежные гости, поводом для "великого стояния" стала другая причина: у народа отняли сказку.
Обидная потеря Да, именно так. Два года власти обещали, что в конце ноября 2013 года руководители стран Евросоюза, собравшись в Вильнюсе, примут Украину в не в свою семью, а лишь в Ассоциацию. И тогда начнется не жизнь, а малина: в четыре раза поднимутся зарплаты и пенсии, появятся добротные европейские товары, будут отменены всякие визы и таможни - гуляй, Вася! Однако "злодейское" наше правительство буквально на последнем дюйме сделало поворот на 180 градусов. Сказка о райской европейской жизни ускользнула из-под носа,
накрылась медным тазом!
Очень обидно. А тут еще несгибаемые борцы за счастье народное из рядов нашей парламентской оппозиции, посыпая соль на свежую рану, позвали людей на майдан требовать возвращения сказки. И ни один из тех, кто вышел на площадь, в голову брать не хочет, что никакого мгновенного счастья ни в Евросоюзе, ни в другом каком союзе не будет и быть не может. В самом деле, откуда возьмутся изобилие и высокие зарплаты? Никакие блага в этом мире просто так не даются, с неба не падают, их надо зарабатывать своим трудом и никак иначе. А вот этим-то, как показывает жизнь, пересічні украинцы пока что не умеют да и не желают заниматься.
Оно и понятно, таков менталитет. Формируется он, начиная с фольклора. Люди издавна воспитывались на сказках, в которых говорится, что богатство и счастье достигаются вовсе не трудом, а появляются то по щучьему велению, то все приносит золотая рыбка, то доставляет ковер-самолет или скатерть-самобранка и другая волшебная сила. Кому охота гнуть спину в поле или у заводского станка, если можно поймать жар-птицу?
Эту ментальность в свое время умело использовали большевики.
Они легко убедили народ, что создадут рай под названием коммунизм, где будут молочные реки с кисельными берегами, каждый будет все получать по потребностям, а работать по способностям (считай, по желанию). Только для этого надо ликвидировать помещиков, капиталистов и купцов, отнять у них все и поделить.
Отняли и поделили… И началась голодуха. Решили: мало, надо еще забрать все в церквах и у состоятельных крестьян.
Забрали и раскулачили… И получился жуткий голод, унесший миллионы жизней.
Но виноваты во всем оказались, конечно, враги народа. Одних постреляли, других отправили в края далекие, северные и колымские, а счастья все нет и нет. Обещанный коммунизм так и оставался на языках партийных пропагандистов, а жизнь людей с каждым годом скудела.
Целых 70 лет народ надеялся и терпел, пока не понял, что это просто картонная дурилка. Наконец, массы осознали, что никакого рая не будет, и коммунистов с их сказками отрешили от власти, страна пошла в другую сторону - за демократами и либералами, которые хоть и не сулили райских кущей, но приличную европейскую жизнь обещали.
Для этого надо только вступить в Ассоциацию с Евросоюзом, тогда будет вдоволь и свободы, и демократии, а благосостояние поднимется на германский уровень.
Та же сказка про коммунизм, только другого колера. Тут наши демократы с коммунистами были схожи тем, что умалчивали о главном: жить как в Европе можно только работая по-европейски. Иначе не получится, в Евросоюзе, куда нас даже не приглашали, будет тоже несладко. Уже разрушены экономики Грузии, Болгарии, Румынии. Государственный долг стран Евросоюза превысил 11 триллионов евро. И Украина инужна Европе лишь как поставщик дешевого горнорудного и сельскохозяйственного сырья, и рынок сбыта залежалых европейских товаров. Уже сейчас в нашу страну поставляется на 10 миллиардов евро товаров больше, чем вывозится из Украины. Разве такую торговлю можно назвать равноправной и паритетной? Украину превращают в колонию. Известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но когда об этом сказали открыто, без экивоков, малообразованная в вопросах экономики молодежь почувствовала себя обманутой и поперла на майдан Незалежності с требованием:
верните нам сказку, злодеи! Получилось как с груженой автомашиной, когда при резком торможении находящийся в кузове груз по инерции надвигается на кабину и сминает ее.
Кто виноват?
Когда происходят какие-либо невзгоды и потрясения, первым делом возникает вопрос: кто во всем виноват? Не обойти этого вопроса и говоря о нынешней ситуации в Украине. Отвечая на него, поневоле приходится вставать на точку зрения оппозиции, которая во всем винит действующую власть. Даже не питая симпатий к оппозиции? и более того, глубоко сомневаясь в способности ее деятелей руководить государством, надо согласиться: бесспорно, львиная доля ответственности за сложившуюся ситуацию лежит на власти. И дело даже не в том, что власть неумело, непоследовательно и непродуманно, шарахаясь из стороны в сторону, проводит реформы - пенсионную, медицинскую, образовательную, судебную. Причина в том, что, во-первых, реформы носят половинчатый характер, не доводятся до своего логического завершения.
Во-вторых, весьма слабое пропагандистское сопровождение этих реформ на местах. Люди элементарно не осведомлены о сути проводимых изменений,
в том, какие преимущества дают новшества. К примеру, в селе Успенка Марьинского района в добротном здании существовала школа на 140 учеников. А в наличии их было 30, причем, в некоторых классах всего по 3 ученика. И дело даже не в том, что содержать такую школу весьма накладно и нерационально, в ней просто невозможно наладить качественный учебный процесс да к тому же учить некому. Учащиеся просто не получают должных знаний, выходят полуграмотными. Спрашивается, зачем и кому нужна такая школа? Не лучше ли учить детей где-то в одной крупной школе с проживанием их в интернате, как это принято в других странах?
То же самое с медицинским обслуживанием. Укрупнение поликлиник и амбулаторий, концентрация специалистов и оборудования, учреждение семейных врачей призваны улучшить качество медицинской помощи. Но при этом реформа споткнулась на организации скорой и неотложной помощи - эта система осталась прежней, неоперативной и неквалифицированной, особенно в сельской местности. Семейные врачи, пока не оправдывая своего названия, остались теми же участковыми. В результате у значительной части населения сложилось впечатление,
что реформа только ухудшила ситуацию в здравоохранении.
Пенсионная реформа в принципе имеет верную направленность, но при этом в глазах народа содержит капитальный изъян: неравноправие. Попробуй объяснить пересічному украинцу, почему работникам госслужбы пенсия начисляется вдвое больше, чем обычным трудящимся? А уж о депутатах парламента и высших госчиновниках и говорить не приходится, у них вообще пенсии заоблачные. Добавим сюда так называемее "золотые парашюты" - суммы, выплачиваемые выходящим на пенсию руководителям госкорпораций. Неоправданно высокий разрыв между зарплатой простых трудящихся и чиновников. Эта несправедливость служит сильным раздражителем общества, толкает на протестные действия людей, справедливо полагающих, что перед законом, в том числе и пенсионным, должны быть все равны.
Требуется обновление Большая ответственность на власти лежит за то, что она всегда стремилась представить положение в экономике страны лучше, чем оно есть на самом деле. Например, на правительственном уровне до последнего времени крайне редко и невнятно, как бы между прочим,
говорилось о необходимости модернизации экономики. А подчеркивать это следует постоянно, при каждом удобном и неудобном случае, поскольку это ключевая проблема, от решения которой зависит становление Украины как сильного демократического государства.
Возьмем Донбасс - так сказать, опорный край державы. Местные руководители любят повторять, что Донецкая область производит более 20% промышленной продукции всей Украины. Но при этом только изредка говорится, что здешние заводы и многие шахты еще довоенной постройки и нуждаются в коренном обновлении. Технология на них устаревшая, производительность труда не идет ни в какое сравнение с европейскими показателями, а энергоемкость, трудоемкость и материалоемкость производства чрезвычайно высоки. Была надежда на то, что после приватизации новые хозяева предприятий возьмутся за реконструкцию производства. Однако в большинстве случаев это не оправдалось, завладевшие ими предприниматели не хотят вкладываться в обновление, предпочитая выжимать все из старого оборудования и получать прибыль, экономя на зарплате трудящихся и расходах на охрану труда и социальные нужды.
Если и вкладывают средства в обновление, то незначительные, и в те производства, где можно получить быструю и высокую прибыль. А частичное обновление производства не приносит должного эффекта. Ярким примером тому служит железная дорога, где решили ускорить пассажирские перевозки и повысить их комфортность за счет приобретения южнокорейских скоростных поездов. Однако для того, чтобы это дало нужный результат, требовалось обновить и перестроить путь и устаревшее путевое хозяйство, что сделано не было. Получилось вполне по В. Черномырдину: хотели как лучше, а вышло как всегда. Поезда прибавили в скорости, но они еще часто-густо выходят из строя, останавливаясь среди поля. Огромные средства, затраченные на покупку зарубежных скоростных поездов, по сути, оказались выброшенными на ветер.
Слабо влияет государство на процесс модернизации, ограничиваясь в основном вложением бюджетных средств в отдельные проекты, как это было с реконструкцией инфраструктурных объектов при подготовке к футбольному чемпионату "Евро-2012". А ведь именно государство, применяя экономические и административные рычаги,
может и должно стимулировать обновление индустрии, понуждать к этому бизнес, заинтересовывать его. А оно даже не спрашивает как следует за выполнение приватизационных обязательств, равнодушно наблюдая за тем, как новые хозяева окончательно добивают предприятия.
У последней черты Немалая доля ответственности за майданный кризис лежит на наших СМИ. Телевидение и пресса в преддверии вильнюсского саммита Евросоюза много рассказывали о жизни в европейских странах. При этом на первый план всегда выпячивалось, как комфортно там живут люди: жилье у всех превосходное, зарплаты и пенсии многократно превышают наши. И опять же почти никогда не говорилось о том, что и работают там не так, как у нас, а много производительней и качественней. Для сравнения: в американском штате Кентукки добывается угля примерно столько же, сколько в Украине в целом. При этом в горнодобывающей промышленности в Кентукки занято всего 29 тыс. человек, а в угольной промышленности Украины 360 тысяч. Конечно, там пласты мощней, горные условия благоприятней, но только этим разницу объяснить нельзя,
все дело в том, что на американских шахтах труд более механизирован и производство лучше организовано.
Однако за 40 лет жизни в Донбассе, я ни разу не видел ни одной телепередачи, не читал ни одного очерка, рассказывающего о том, как работают американские шахтеры, как у них организован труд и т.д. Зато о том, как хорошо люди живут на Западе, материалов в наших СМИ предостаточно. У неискушенных в экономике телезрителя и читателя (а таких у нас подавляющее большинство) складывалось впечатление, что если мы вступим в Ассоциацию с ЕС, то и у нас начнется такая же благостная жизнь. И когда украинское правительство остановилось у последней черты, масса людей восприняла это как обман и пошла на майдан выяснять отношения с властью. А потом этот процесс оседлали экстремисты, добивающиеся захвата власти насильственным путем.
Сильнейшим раздражителем стала низкая социальная культура нашей бизнес-элиты и высшего чиновничества. Правительство и региональные власти призывают бизнес быть социально ответственным, заботиться о своих работниках, о развитии культуры, заниматься благотворительной деятельностью.
Многие предприниматели ответственно относятся к этому, активно участвуют в культурных и социальных проектах, в благоустройстве населенных пунктов и других мероприятиях. Но, к сожалению, немалая часть бизнесменов не считают нужным это делать, уклоняются от участия в общественной жизни. Более того, есть такие, кто и зарплату-то своим работникам выплачивает нерегулярно, часто даже под давлением местных властей. Среди бизнес-элиты и чиновников немало и таких, кто бахвалится своим не всегда праведно нажитым состоянием, возводя себе дворцы лишь для того, чтобы выделиться, подчеркнуть свое превосходство над окружающими. Это элементарное бескультурье и социальная безответственность сильно задевает народ, в котором еще живет коммунистическая мечта о равенстве. А телевидение и пресса относятся к этому терпимо, а иногда даже и с восхищением, хотя они могут оказать существенное влияние на культурное развитие нашей элиты.
Деятели оппозиции и активисты майдана много и горячо говорят о необходимости искоренить коррупцию и сделать справедливой судебную систему. Об этом мечтают, наверное, все жители Украины, коррупция уже всех, как говорится, достала. Но как ее изжить? Что-то не верится, что лихоимство исчезнет, и суды станут справедливыми и неподкупными, если будут избраны новый президент и парламент, назначено новое правительство. Я убежден, что все эти пороки сохранятся и при новой власти, никакие антикоррупционные комитеты и законы, никакие майданы не избавят от них, преодолеть это зло можно только, мобилизовав на борьбу с ним все слои общества и если за это возьмется весь народ. Надо создать соответствующую нравственную атмосферу, а это долгая и трудная работа.
Мефодий МАРТЫНОВ.
Рис. Николая КАПУСТЫ.